Тема урока. Статистическая обработка данных.
1. Термин «простейшие» в применении к вероятностным задачам означает отсутствие формульной комбинаторики (числа размещений и сочетаний).
1. Термин «простейшие» в применении к вероятностным задачам означает отсутствие формульной комбинаторики (числа размещений и сочетаний).
Во время выполнения устной работы мы вспоминаем
понятия случайного события, вероятности наступления этого события и формулируем
знакомое из курса основной школы классическое определение вероятности:
«Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют
отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А, к
общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания».
2. Учащиеся вспоминают и самостоятельно
формулируют алгоритм нахождения вероятности случайного события:
1 шаг.
Найти число N всех возможных исходов испытания.
2 шаг.
Найти количество N (А) тех исходов, в которых наступает событие А.
3 шаг. Вычислить вероятность события А
по формуле: Р(А)= N (А)/N
3. Рассматриваем пример 1 со с. 314 учебника.
Вспоминаем правило умножения:
Для того, чтобы найти число всех возможных исходов
проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех
исходов испытания А и число всех исходов испытания В.
4. Рассматриваем пример 2 со с. 315–316
учебника. Замечаем, что в некоторых случаях удобнее подсчитывать не те исходы,
когда некоторое событие А наступает, а когда оно не наступает.
Вероятности таких противоположных событий связаны соотношением: их сумма равна 1.
Рассматриваем пример 3 со с. 316 учебника.
На этом уроке закрепляется умение
работать с простейшими комбинаторными ситуациями: проводить непосредственный
перебор всех случаев, разумно организовывать перебор и использовать правило
умножения. Единственным отличием от курса основной школы является отсутствие
дерева возможных вариантов.
1. № 51.1. Решение: а)
N = 12 + 14 + 13 + 11 = 50; N (А) = 14; P
(А) = 14/50 = 0,28.
б) N = 50;
N (А) = 12 + 11 = 23;
P (А) = 23/50 = 0,46.
в) N = 50;
N (А) = 12 + 14 + 13 = 39; P (А) = 39/50 = 0,78.
г) N = 50;
N (А) = 39; P
(А) = 0,78.
2. № 51.2. Решение: Найдем
количество точек по правилу умножения. N = 5 · 5 = 25.
а) Точка лежит правее оси ординат, если её абсцисса
больше нуля, таких вариантов
N (А) = 3 · 5 =
15; P (А) = 15/25 = 0,6.
б) Точка лежит ниже оси абсцисс, если её ордината
меньше нуля, таких вариантов
N (А) = 2 · 5 =
10; P (А) = 10/25 = 0,4.
в) Точка лежит в IV координатной четверти, если её
абсцисса положительна, а ордината – отрицательна, таких вариантов
N (А) = 3 · 2 =
6; P (А) = 6/25 = 0,24.
г) Точка лежит ниже прямой у = х, если
имеет абсциссу больше, чем ординату. Из всех 25 точек у 5 точек координаты
равны между собой. Оставшиеся 20 точек делятся на два множества, симметричных
относительно прямой у = х. Значит
N (А) = 20/2 = 10; P
(А) = 10/25 = 0,4.
3. № 51.4*. Решение: Составим
множество всех чисел вида x = 2a5b,
где a, b Î
{0, 1, 2, 3, 4} (совпадения допускаются). Из этого множества случайным образом
выбрали одно число. Какова вероятность того, что оно будет: а) больше 1; б)
меньше 20; в) нечетным; г) не оканчиваться нулем?
Решение:
Для выбора показателя степени а есть 5 исходов
и независимо от этого для выбора показателя степени b есть 5 исходов. По
правилу умножения получаем, что всего составлено N = 5 · 5 = 25 чисел.
а) Только одно число равно 1 = 20
· 50. Все остальные числа больше 1. Вероятность равна 24/25= 0,96.
б) Пусть а = 0; в этом случае x = 2a5b
= 5b. Тогда x < 20 Þ b < 2, то есть b = 0
или b = 1. Пусть а = 1; в этом случае x = 2a
· 5b = 2 · 5b. Здесь тоже b = 0 или b
= 1. Пусть а = 2; в этом случае x = 2a · 5b
= 4 · 5b. Тогда b = 0, так как уже при b = 1
получаем х = 4 · 5 = 20. Аналогично и при а = 3, и при а =
4 интересующее нас событие произойдет только при b = 0. Всего получается
2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 7 исходов, благоприятствующих наступлению нужного события x
< 20. Вероятность равна 7/25 = 0,28.
в) Число x = 2a5b
будет нечетным в том и только в том случае, когда а =
0. Таких случаев пять: столько, сколько есть вариантов выбора для b.
Вероятность равна 5/25 = 0,2.
г) Число x = 2a5b
оканчивается нулем в том и только в том случае, когда а > 0 и b
> 0, то есть для выбора каждого из чисел а и b есть 4
варианта: 1, 2, 3, 4. По правилу умножения получаем, что N (А) =
4 · 4 = 16. Значит, в 25 – 16 = 9 случаях число не будет оканчиваться
нулем. Вероятность равна 9/25 = 0,36.
4. № 51.5, № 51.6 (устно). 5. №
51.7 (а; б).
Решение: а) Всего чисел 200 – 99
= 101. Из них 50 – нечетных и 51 – четное.
P (А) = 50/101.
б) Цифра 3 может стоять на втором или третьем месте
(возможен повтор). По правилу умножения таких вариантов
N (А) = 1 · 9 + 1
· 9 + 1 = 19; P (А) = 19/101.
Вопросы учащимся:
– Какие события называются случайными?
– Сформулируйте классическое определение
вероятности. Каков алгоритм нахождения вероятности?
– Сформулируйте правило умножения для подсчета числа
возможных исходов независимого проведения двух испытаний.
– Какие события называются противоположными? Как
связаны вероятности противоположных событий?
Домашнее
задание:
№ 51.3, № 51.7 (в; г).
Комментариев нет:
Отправить комментарий