среда, 29 января 2014 г.

29 января алгебра и начала анализа 11 Б класс.

Тема урока. Статистическая обработка данных.
 1. Термин  «простейшие»  в  применении  к  вероятностным  задачам означает отсутствие формульной комбинаторики (числа размещений и сочетаний).
Во время выполнения устной работы мы вспоминаем понятия случайного события, вероятности наступления этого события и формулируем знакомое из курса основной школы классическое определение вероятности: «Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А, к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания».
2. Учащиеся вспоминают и самостоятельно формулируют алгоритм нахождения вероятности случайного события:
1 шаг. Найти число N всех возможных исходов испытания.
2 шаг. Найти количество N (А) тех исходов, в которых наступает событие А.
3 шаг. Вычислить вероятность события А по формуле: Р(А)=N (А)/N
3. Рассматриваем пример 1 со с. 314 учебника. Вспоминаем правило умножения:
Для того, чтобы найти число всех возможных исходов проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В.
4. Рассматриваем пример 2 со с. 315–316 учебника. Замечаем, что в некоторых случаях удобнее подсчитывать не те исходы, когда некоторое событие А наступает, а когда оно не наступает. Вероятности таких противоположных событий связаны соотношением: их сумма равна 1.
Рассматриваем пример 3 со с. 316 учебника.
На этом уроке закрепляется умение работать с простейшими комбинаторными ситуациями: проводить непосредственный перебор всех случаев, разумно организовывать перебор и использовать правило умножения. Единственным отличием от курса основной школы является отсутствие дерева возможных вариантов.
1. № 51.1.  Решение:   а) N = 12 + 14 + 13 + 11 = 50;   N (А) = 14;   P (А) = 14/50 = 0,28.
б) N = 50;   N (А) = 12 + 11 = 23;   P (А) = 23/50 = 0,46.
в) N = 50;   N (А) = 12 + 14 + 13 = 39;   P (А) = 39/50 = 0,78.
г) N = 50;   N (А) = 39;   P (А) = 0,78.
2. № 51.2.  Решение:   Найдем количество точек по правилу умножения.  N = 5 · 5 = 25.
а) Точка лежит правее оси ординат, если её абсцисса больше нуля, таких вариантов
N (А) = 3 · 5 = 15;    P (А) = 15/25 = 0,6.
б) Точка лежит ниже оси абсцисс, если её ордината меньше нуля, таких вариантов
N (А) = 2 · 5 = 10;    P (А) = 10/25 = 0,4.
в) Точка лежит в IV координатной четверти, если её абсцисса положительна, а ордината – отрицательна, таких вариантов
N (А) = 3 · 2 = 6;    P (А) = 6/25 = 0,24.
г) Точка лежит ниже прямой у = х, если имеет абсциссу больше, чем ординату. Из всех 25 точек у 5 точек координаты равны между собой. Оставшиеся 20 точек делятся на два множества, симметричных относительно прямой у = х. Значит
N (А) = 20/2 = 10;   P (А) = 10/25 = 0,4.
3. № 51.4*.    Решение:   Составим множество всех чисел вида x = 2a5b, где a, b Î {0, 1, 2, 3, 4} (совпадения допускаются). Из этого множества случайным образом выбрали одно число. Какова вероятность того, что оно будет: а) больше 1; б) меньше 20; в) нечетным; г) не оканчиваться нулем?
Решение:  Для выбора показателя степени а есть 5 исходов и независимо от этого для выбора показателя степени b есть 5 исходов. По правилу умножения получаем, что всего составлено N = 5 · 5 = 25 чисел.
а) Только одно число равно 1 = 20 · 50. Все остальные числа больше 1. Вероятность равна  24/25= 0,96.
б) Пусть а = 0; в этом случае x = 2a5b = 5b. Тогда x < 20 Þ b < 2, то есть b = 0 или b = 1. Пусть а = 1; в этом случае x = 2a · 5b = 2 · 5b. Здесь тоже b = 0 или b = 1. Пусть а = 2; в этом случае x = 2a · 5b = 4 · 5b. Тогда b = 0, так как уже при b = 1 получаем х = 4 · 5 = 20. Аналогично и при а = 3, и при а = 4 интересующее нас событие произойдет только при b = 0. Всего получается 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 7 исходов, благоприятствующих наступлению нужного события x < 20. Вероятность равна 7/25 = 0,28.
в) Число x = 2a5b будет  нечетным  в том и только в том случае, когда а = 0. Таких случаев пять: столько, сколько есть вариантов выбора для b. Вероятность равна 5/25 = 0,2.
г) Число x = 2a5b оканчивается нулем в том и только в том случае, когда а > 0 и b > 0, то есть для выбора каждого из чисел а и b есть 4 варианта: 1, 2, 3, 4. По правилу умножения получаем, что N (А) = 4 · 4 = 16. Значит, в 25 – 16 = 9 случаях число не будет оканчиваться нулем. Вероятность равна 9/25 = 0,36.
4. № 51.5, № 51.6 (устно).   5. № 51.7 (а; б).
Решение:   а) Всего чисел 200 – 99 = 101. Из них 50 – нечетных и 51 – четное.
P (А) = 50/101.
б) Цифра 3 может стоять на втором или третьем месте (возможен повтор). По правилу умножения таких вариантов
N (А) = 1 · 9 + 1 · 9 + 1 = 19;   P (А) = 19/101.
Вопросы учащимся:
– Какие события называются случайными?
– Сформулируйте классическое определение вероятности. Каков алгоритм нахождения вероятности?
– Сформулируйте правило умножения для подсчета числа возможных исходов независимого проведения двух испытаний.
– Какие события называются противоположными? Как связаны вероятности противоположных событий?

Домашнее задание: № 51.3, № 51.7 (в; г).

Комментариев нет:

Отправить комментарий